Nadin (good_toy) wrote,
Nadin
good_toy

Хорватия 1-8 сентября 2013. Часть 1-я

Продолжаю выкладывать истории о наших ранее совершенных туристических поездках. В прошлый раз в заметках о Черногории я проводила сравнительную характеристику с Хорватией, поэтому, думаю, логичней продолжить историей о нашем путешествии в Хорватию. В этот раз заметки я вела в виде дневника.

ДЕНЬ 1-Й.
01.09.2013, вс, 17:05

Мы в Хорватии! Пишу с пляжа.
Перелет был замечательным! В аэропорт нас отвез Димка. Чувство «отпуска», ощущение поездки никак не приходили ко мне в течение дня, но, наконец, настигли, когда мы взлетели и увидели ослепительно голубое небо (что было, конечно, за Москвой). Видели из иллюминатора поля, все исполосованные. Когда проезжаешь на машине мимо полей, кажется, что эта земля никому не нужна, но вид с самолета доказывает обратное. Кажется, каждый кусочек земли необходим, все поделено ровными разноцветными прямоугольниками. Пролетали небольшие скопления домов – деревни, а потом большие с центром и красными крышами – городки. Стало интересно, что за страну мы пролетаем. Ответ пришел в виде смс от местного оператора связи – это Венгрия! А дальше облака, облака… Пилот сказал: «Готовимся к посадке», и мы увидели Хорватию такой, какая она есть: материковую часть с красными крышами, потом – о чудо! – архипелаг из островов! Вот тут в нас поселилось СЧАСТЬЕ! Потому что вид был такой, как будто мы не в Европе, а где-то в Индийском океане на экзотических островах.
В Хорватии интересным образом сочетается русская природа – хвойные деревья, и средиземноморская – пальмы, инжировые, оливковые деревья.
Прибыли в отель примерно в 2 часа дня по местному времени. Милая старушка – хорватка дала ключи от наших апартаментов. Так нас еще не размещали нигде! Вместо двух спальных мест целых пять, 3 комнаты (2 спальни и гостиная), кухня, ванная с туалетом и балкон! Мне показалось, они что-то перепутали. Завтра расскажу подробнее об условиях. Макс уже зовет уходить.
Пляжей здесь много, но много каменистых, на пляжах с мелкой галькой много народа, а мы сейчас находимся на платформе – тут, правда, тоже многовато людей. Завтра попробуем подыскать что-нибудь получше.
Море изумительное! Теперь я понимаю, почему некоторые люди, кроме как на Адриатику, никуда больше не ездят. Оно бирюзового цвета, чистейшее и очень соленое – хорошо держит на воде.
С погодой пока везет. Сегодня 27 градусов, ясно, море 24, заходить мне все равно прохладно, но плавать чудесно. Пожалуй, такая теплая вода была разве что в Доминикане.
Сегодня день только начался – мы еще зайдем в супермаркет, встретимся с гидом, заедем в Трогир. Но обо всем завтра.
Немного фоток с самолета напоследок.

ДЕНЬ 3-Й
03.09.2013, вт, 18:20

Вчера не было времени написать, поэтому пишу сегодня за два (даже за три, считая недописанный первый) дня.
Начну с самого нудного – наших апартаментов, раз уж я обещала о них написать. Medena Apt расположен в сосновом лесу. Здесь невероятные запахи хвои, дышится очень легко. Домики находятся на небольшом склоне (с моря нужно идти в гору), поэтому с одной стороны домика мы как бы заходим на первый (и единственный) этаж, а с другой стороны мы как бы на втором этаже с балконом, а под нами живут люди. Наш «таунхаус» пятый от моря, но с балкона можно увидеть море и островки (кстати, такого вида моря мы еще не видели – оно все закрыто со всех сторон различными островами. Очень красиво!). Ну а обстановка в номере самая простая, впрочем, у нас везде такая была. Ванная и туалет, кажется, только после ремонта. Мебель старовата, но нам не привыкать. Главное – все работает и не скрипит. :) Есть телек, кухня и все причиндалы к ней. Есть чистая постель и полотенца. Заселились во все чистое, но в номере пока не убирали при нас. Но я всем довольна.

С ужинами интересная система. За нами прикреплен стол, мы и только мы всегда должны за него садиться. Вечернее меню выбирается за день до ужина. Приносят второе, а первое, овощи, фрукты, перекус в виде спагетти (в хорватскую культуру очень много привнесла Италия, а эти странные итальянцы перед тем, как поесть, едят свои макароны, как будто не считают это «едой») можно брать со шведского стола. Все вкусно. На завтрак – шведский стол, континентальный завтрак, так называемый, – яичница двух видов, сосиски двух видов и все как обычно: хлопья, колбасы, сыр, булочки, пончики, кофе (специфический), чай, какао, сок, овощи, фрукты, джемы, мед, паштет, йогурты. Все самое простое, голодными пока не оставались. Официант у нас прикольный, спортивный болельщик, знает все российские футбольные и хоккейные команды, веселый такой хорват. Спрашивал у нас, за кого мы болеем и какой вид спорта любим, пришлось сказать, что за «Динамо», сегодня он с радостью сообщил нам результаты «Динамо» в матче КХЛ. :) Жалко, что хоккей на самом деле мы не смотрим, да и мешает языковой барьер, чтобы нормально с ним пообщаться.
Обедать вчера ходили в ресторан на пляже “The Joke’s”, сегодня обедали в национальном парке.
В первый день на встрече с гидом заметили, что туры в Хорватию – это туры для пенсионеров, преимущественно. :) Мы даже назвали это «пенсо-тур». Но нам это нравится. Никаких шумных компаний. Старички, семьи с детьми, парочки. Тишина и спокойствие.
Ужаснулись прибывшему народу. Пенсионеры – все хорошие, хорошие хохлы… Но наши… Только приехали, уже куча возмущений. Не могу это слушать, раздражает.
Заметили, что в Хорватии отдыхает очень много немцев, они просто повсюду. Их речь слышна со всех уголков. Такое ощущение, что мы не в Хорватии, а в Германии находимся.
Вчера до трех часов дня провалялись на пляже. Сменили два места. Решили все-таки загорать на гальке – народа не критично много, да и нудисты в поле зрения не попадают. :) Здесь, кстати, как ни в одной другой стране, распространены нудистские пляжи. Это так странно – пожилые нудисты. Что за глупость, кому нужны их дряхлые тела с идеальным загаром. :)
Какая здесь классная чистая вода! В этот раз мы решили постоянно мазаться кремами, и пока не обгорели.

Вечером плавали в Трогир на лодке. Впечатлений масса! Маленький уютный старый городишко с центром, включенным в список ЮНЕСКО. Красные крыши домов (как и во всей Хорватии), узкие улочки, яхты, пальмы, бирюзовое море – полноту картины, может быть, передадут только фотки.

Купили экскурсию на пляже на водопады Крка. Не пожалели, что покупали не у гида – экономия хоть и небольшая, но экскурсия очень непринужденная, практически индивидуальная. Нас было всего 6 человек – мы, 4 немца, ну и гид-водитель – хорват. Заезжали в Шибеник (главная достопримечательность этого города – собор Святого Иакова, архитектурное чудо, включенное в ЮНЕСКО)

Затем плыли на катере до водопадов по реке, погуляли по парку, я искупалась в реке (страшно и скользко купаться около такого напора воды: плывешь, а теченье относит тебя в противоположную сторону). Водопады Крка были великолены, но слишком уж много туристов по проторенным тропкам национального парка слоняет. Создается настоящая пробка! Сделать хорошую фотографию практически невозможно.

Пообедали и назад с заездом в городок Примоштен в отель.

Водитель-хорват, хоть и был по совместительству гидом, но экскурсии у него получались неважные – он просто показывал, где и что располагается, про самые-самые места пару слов, а затем оставлял нас осматривать все самостоятельно на то время, на которое договоримся мы с немцами между собой. :) Но нам так даже больше понравилось. Как будто мы взяли такси и все осматривали самостоятельно, не толкаясь с другими туристами (да еще и «таксист» показывал, где что располагается).
Взглянув на немок, я поняла, почему так часто немцы женятся на русских. Я хоть и не сторонница чрезмерного ухаживания за собой, но тут бы немножко не помешало. Главный немец – папа – долго рассказывал нам и хорвату, откуда они (какой-то городок в 16 км от Франкфурта), и тут мы поняли, что не зря говорим всем, что мы из Москвы (и не вдаемся в подробности). Мы немножко пытались поддержать с ним беседу, но язык у всех был неважный (у нас, конечно, хуже всего). Говорил все время немец, а мы отвечали на его вопросы, я только сказала, что нам нравится немецкое пиво Паулайнер (он сказал, что не знает этого бренда) и группа Раммштайн, и что мы были на их концерте в Москве, но эту тему он похоже вообще принял за что-то другое, сказал, что он старый, а мы молодые))) Вот как подводит языковой барьер!
С хорватом у нас сложилась интересная беседа. Мы говорили на русском, он отвечал где-то на русском, а где-то на хорватском (хорватский язык, кстати, очень схож с нашим, к одной языковой группе относится: «добар дан» - добрый день, «довиджаня» - до свидания, «хвала» - спасибо, «не разумьем» - не понимаем, «два, три, четири, пет, шест..»), кое-что из его речи мы все же не понимали, и тогда нас выручали английские слова-заменители. То есть как бы беседа шла параллельно на 3 языках, но было в целом понятно. Мы спрашивали о его жизни в Хорватии. Он сказал, что в Хорватии хорошо жилось, когда была война – вложения поступали со стороны и Европы, и Америки. В социалистической Югославии им жилось лучше, Тито был сильным руководителем! У всех была работа, а сейчас большинство хорватов безработные, молодежь принимает наркотики. И война та им была не нужна – они очень хорошо относятся к сербам, по его словам, сербки красивые, и у них распространены межэтнические браки. И от Евросоюза толка им никакого – требований много, а помощи нет. Высокие налоги, дорогой бензин, в стране коррупция. Премьер сидит в тюрьме. Вот они реалии «счастливой жизни». Поэтому я для себя давно решила – уезжать в теплую страну можно только тогда, когда будет возможность не работать. Жилье около моря дорогое, но Томми (водитель) живет в 200 метрах от побережья в Сегете (1 км от нашего отеля). Сегет – это тоже старая деревушка с милыми домиками. Интересно: каково это жить в памятнике? Томми, кстати, поедет этой зимой в Петербург изучать русский язык и работать на экскаваторе (это его зимний вид дохода), очень приятный хорват, доброжелательный и позитивный. :)
Как обычно, у нас появились кое-какие фишки, связанные с поездкой. В России перед посадкой в самолет мы заметили девушку, очень похожую на героиню сериала Beverly Hills 90210 Вэлари. Она заселилась в наш отель со своей компанией, и теперь мы часто обозначаем этих русских туристов как «семейство Вэлари». :)
С поляками произошло два забавных случая, и теперь мы не очень любим поляков, и если видим какую-то гадость, то говорим: «Наверняка, поляки». Сначала мы стояли в очереди в супермаркете, и перед нами поляк купил пива бутылок 8, и мы, посмотрев на него, взяли 2 бутылки точно такого же, но не уследили за тем, когда он укладывал эти бутылки в свой рюкзак, по ошибке или специально он прихватил и наши! Мы его догнали с криком «оур бир!», все посмеялись (вместе с продавцами), он извинился, и таким образом, инцидент завершился хэппи-эндом. Второй случай с поляками произошел, когда мы возвращались на лодке из Трогира. На причале к нам подсели две парочки немолодых подвыпивших иностранцев. Один из них был заводилой, каждая из фраз, которую он произносил, вызывала бурный хохот. Я сразу определила по нему: поляк, так как это был усатый пузатый мужичок, но не совсем русской наружности. Я спросила, из Польши ли они, а потом сказала, что мы из России, он ответил: «Это нормально!», и все поляки угорели. Точно так же они угорали над «капитаном» этой лодки. Увидели, что он пьет пиво и сказали ему: «Дай пива!», он ответил: «У меня нет» - «Ага! Ну тогда мы тебя сдадим в полицию!» (и на проплывающую мимо лодку: «Это полиция!») – и угар! Когда мы выходили из лодки, они спросили, где у нас тут дискотеки, мы ответили, что не знаем и разошлись.
И еще наши новые друзья немцы на сегодняшней экскурсии тоже уже получили свое обозначение. Как-то водитель, ожидая их, сказал по-русски: «Ну где же наши немцы?». И теперь мы называем их «наши немцы» (они тоже живут в Медене).
На первой фотографии в кадр попал наш «гид»-хорват, на второй – «наши немцы».

Напоследок фото с местной отельной козочкой, а также фото обитателей мини-зоопарка, который расположен рядом с нашим домиком.

ДЕНЬ 5-Й

05.09.2013, чт, около 14:00

Уже пятый день! Как быстро здесь летит время. Сегодня у нас пляжный день. Решили загорать и купаться целый день, даже в Сплит вечером не поедем.
Я отхожу после вчерашнего. Это был убойный день! По той же причине, по которой мне сегодня нельзя купаться, и я только мочу ножки и поливаю лицо и руки (так как нам сказали, что вода здесь из-за соли целебная – вот почему у меня так быстро заживает ранка на ноге и почему после первого дня пребывания на море у меня уже исчезла вся угревая сыпь на лице, и кожа стала такой чистой, какой я ее уже давно не видела), так вот по этой же причине вчера я еле пережила экскурсию на Плитвицкие озера. Это, пожалуй, была самая длительная и утомительная экскурсия, поэтому мне не повезло вдвойне. Тяжело ходить с дикими болями, когда знаешь, что идти тебе еще 4 часа, а потом еще 4 часа ехать назад на автобусе. И еще неизвестно, когда ты купишь по дороге долгожданную воду, которой запьешь таблетку. Несколько раз я чуть не потеряла сознание, но, тем не менее, я стойко перенесла день: никому не жаловалась (разве что Максу, и то не жаловалась, а просто молчала целый день, но он отреагировал на это негативно), фотографировалась (чтобы потом полюбоваться собой на фоне замечательных голубых озер и водопадов) с, как ни странно, счастливым лицом (в отличие от Макса, у которого ничего не болело).

И каково мне было слышать в этот день, вот, мол, что в этих водопадах такого, водопады как водопады, они везде одинаковые! Я в возмущении! Это что – я зря мучилась целый день? Эти водопады, наряду с храмом в Шибенике и городом Трогиром, которые мы уже увидели, а также дворцом Диоклитиана в Сплите и городом Дубровником, которые мы еще увидим, входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (это 5 из 7 объектов в Хорватии, которые входят в этот список).
По пути на Плитвице и на обратном пути мы заезжали в придорожные кафешки, где обедали. Мне понравились чучела медведей и настоящий мини-зоопарк.

Регион, в котором расположен национальный парк «Плитвицкие озера» - самый бедный в Хорватии. Но такой уж бедности, которая есть в России хотя бы даже в нашем регионе, мы не увидели. Дороги хорошие, дома чуть попроще, чем на побережье, но не разваливающиеся и ухоженные. Хорваты все равно живут лучше нас.
Интересный факт о заповеднике «Плитвицкие озера». Здесь постоянно меняется погода, зимой может быть тепло, а в августе может пойти снег. Нас предупреждали взять с собой куртки и одеваться потеплее, но нам повезло – в день нашей экскурсии было солнечно и тепло. Впрочем, я была в таком состоянии, что не заметила, что проходила весь день в джинсовой куртке.
По сути, экскурсия на Плитвице очень похожа на экскурсию на Крка (мы тоже плавали на теплоходе, тоже там есть мостики для туристов, тоже очень много народа – настолько много, что сложно что-нибудь стоящее сфотографировать, а для того, чтобы еще и себя в эту фотографию «поместить» нужно опять же создать «пробку»). Эту экскурсию мы приобретали у отельного гида (принимающая сторона IBCI, в России это «Библиоглобус»). Нас было 44 человека – русских и украинцев, водитель и гид – хорваты. Экскурсовод нам очень понравился, добрый и гостеприимный хорват, очень информативная экскурсия, еще и с юмором. :) Нам показалось, что основной вид его заработка – это преподавание в школе истории, поскольку он сам очень этим увлечен; и нас всех он очень хотел увлечь: все время спрашивал, кому-нибудь что-нибудь рассказать ли отдельно, а если такие люди находились, он с превеликим счастьем начинал все объяснять. А как-то на экскурсии он остановил нас всех и сказал: «Так, а почему вода здесь течет в этом направлении?» (или что-то вроде того), и все уже и забыли почему, а он ответил: «Тааак, вот сейчас будем сдавать мне экзамен». :)
Но, к сожалению, из-за акцента мы понимали не все из его речи. На эту тему он тоже шутил, устроил опрос всему автобусу, на сколько процентов мы понимаем его речь, а когда услышал ответ «95», сказал, что уже неплохо. :)
Некоторые факты он нам поведал, о которых я слышала ранее, например, про галстук. На многих языках он называется «кроатка» (на украинском в том числе) – а все потому, что хорваты первые придумали галстуки – шейные платки, а когда в каком-то веке их увидели проезжающие иностранцы, они спросили: «Что это?». Хорваты подумали, что спрашивают: «Кто это?» и ответили: «хорват» («кроат»). Отсюда и пошел исток аналога слова «галстук». А наше слово «галстук» пошло от немецкого дословного «шейный платок».
Мы проезжали достопримечательности, которые видели по пути на Крка: архипелаг Корнаты, Шибеник и Примоштен, и даже деревушку, откуда отправлялись на кораблике по реке Крка. Как красива и многообразна природа Хорватии! Кажется, она вобрала в себя все климатические зоны и природные красоты. На одном из островов есть некое подобие китайской стены; в Хорватии есть фьорды и каньоны, реки и озера, водопады и моря, горы и скалы! Очень бурная растительность – много хвойных деревьев, которые растут даже на скалах, из-за этого Хорватия кажется вечнозеленой страной. Климат меняется в зависимости от региона – от континентального к средиземноморскому. Также от региона зависит диалект хорватов, вино, овощи и фрукты. Гид рассказал нам, что все хорваты перед тем, как покупать что-нибудь на рынке, сначала интересуются, откуда продавец, и в зависимости от ответа, знают, какой продукт покупать у него (так как в одном регионе лучшие оливки, в другом – картошка и так далее). А вино везде хорошее, но в каждом регионе – по-своему. На нашем, далматинском побережье (кстати, местных жителей здесь называют, как и собак, которые зародились в Далмации, далматинцами, об этом тоже шутил гид) вино похоже на грузинское, на полуострове Истрия – на итальянское и так далее. Здесь есть известные на весь мир и дорогие марки вина, сыра, оливкового масла и пршута (сушеного мяса), которые на всех международных конкурсах занимают призовые места.
На обоих экскурсиях водители очень торопились, психовали, обгоняли другие автобусы по узкой горной дороге… Гид шутил по этому поводу, что у них – хорватов – горячий южный темперамент.
Гид тоже рассказывал о жизни в Хорватии, и так же, как и Томми, не особо хвалил, тоже рассказывал о премьере, который сидит в тюрьме и учится там играть на фортепиано. :) Жаль, что из-за своего плохого самочувствие я многое из его рассказов прослушала. Я хотела задать ему вопрос о Югославской войне, но не смогла.
Как я уже писала с нами ездили 42 человека, в основном все из «Медены» и еще 15 человек мы забирали из отеля Solaris по дороге в Шибеник. Как ни странно, компания попалась нормальная. Не было «понтующихся», много хохлов (их в Хорватии даже почему-то больше, чем русских. Русских вообще в Хорватии мало, много только в нашем отеле). Я в очередной раз убедилась в том, что хохлы проще и ближе мне. Меня очень умиляет их манера разговаривать, и они намного дружелюбнее русских. Это еще надо принять во внимание, что простые хохлы в Хорватию не поедут – видимо, то были состоятельные украинцы.
Некоторые личности нам запомнились. Две украинские семьи, которые подружились на отдыхе. Жены – прелестные блондинки (ничего из себя не строящие), их дочери примерно лет восьми – такие же красотки, и мужья: в одной семье парень явно творческой направленности (бородатый и интересующийся фотоаппаратами), а в другой паре – простой мужичок – работяга (возможно, предприниматель), который всю экскурсию не проронил НИ слова, просто все время молча нес сумку. Еще запомнились уральцы – две симпатичные женщины, одна из которых с дочкой. Вот вроде бы все у них, как у людей: одежда, внешность, но манера разговаривать… Я не переношу уральского диалекта. И еще запомнилась парочка, возможно, москвичей, но их разглядели мы еще до экскурсии. Парень – вроде нормальной внешности, а девушка – безобразная толстушка, да ладно если бы она просто была пухлой, но ее лицо, крупное и с крупными чертами, вечно недовольное и вредное, не впечатляло. И как она командовала своим парнем! А он, словно собачка, ходил за ней вслед и безропотно исполнял все ее команды. Наверняка, тут не любовь, а что-то еще: деньги, московская квартира или прописка, как это обычно бывает. Неприятная парочка.
Я дописываю уже на ресепшене; до ужина или после мы приходим сюда созвониться с родными. А сегодня пришли, а тут русские смотрят «Малахова» по телеку. Без него не могут. Вот интересная картина!

Вторая часть рассказа находится по ссылке: